Статьи
Пакистан: реформа Территории племен федерального управления
В феврале 2017 г. центральное правительство Пакистана утвердило пакет реформ для Территории племен федерального управления (ТПФУ), который предусматривает реализацию четырех основных проектов – административного, судебного, экономического и социального.
Незначительный по численности населения (пять млн. чел.) и площадью всего 27.2 кв км. административный район играет важную роль во внутренней и внешней политике страны на протяжении всех лет независимого существования Пакистана. В состав ТПФУ входят семь политических агентств (административных единиц), которые подчиняются Исламабаду. Планы центрального правительства по реформированию зоны племен ставят целью дальнейшее укрепление государственности, усиление центростремительных тенденций.
ТПФУ сегодня вновь в фокусе внимания региональных и мировых держав. Исторически сложилось так, что зона расселения пуштунских племен граничит с Афганистаном. Эта территория географически является местом сопряжения Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии. Ее геостратегическая значимость возросла в апреле 2015 г. с началом имплементации проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициированного Пекином проекта нового Шелкового пути (частично маршрут КПЭК планируется по землям ТПФУ).
В 2001-2014 гг., когда в Афганистане бушевала антитеррристическая кампания Международных сил содействия безопасности (МССБ), возглавляемой США, Пакистан играл роль прифронтового государства. ТПФУ была наводнена местными и иностранными боевиками, которые использовали Территорию в качестве тыловой базы, переходили пакистано-афганскую границу и вели вооруженную борьбу против МССБ. В ряде административных центров агентств Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и Хайбер функционировала инфраструктурная сеть боевиков, в других агентствах располагались их тренировочные лагеря, тюрьмы для заключения противников, базы хранения оружия и т.д.
Военно-гражданские власти Пакистана осознавали, что добиться социально-экономической и политической стабильности в ТПФУ после вывода в декабре 2014 г. большей части войск МССБ из соседнего Афганистана возможно при условии:
- выдворения антигосударственных элементов путем проведения серии военных операций силами федеральной армии, и уничтожения террористической инфраструктуры,
- реализации комплекса социально-экономических реформ.
Приказ о начале военной операции в агентстве Северный Вазиристан ставка отдала в июне 2014 г. В сентябре того же года войска вошли в агентство Хайбер. Целями этих действий были ликвидация или выдворение с территории Пакистана вооруженной оппозиции. Позднее власти признали операцию успешной, однако, по заявлению ставки командующего армией, еще требуется время до окончания ее завершающей стадии.
О реформе ТПФУ говорили давно и военные, и гражданские власти, начиная с первых лет ХХI века. Президент Пакистана Асиф Али Зардари (2008-2013 гг.) сумел ввести в практику ряд демократических актов: отменил запрет на деятельность в ТПФУ политических партий, жителям было предоставлены права свободы ассоциаций, свободы слова и т.д. Действующий премьер-министр Миан Мухаммад Наваз Шариф (2013 г. – н. время) заявил о полном реформировании ТПФУ.
В 2014-2017 гг. действующая администрация поставила цель включить население ТПФУ в поле современной политики страны и предоставить ему равные права с гражданами других районов Пакистана. Задача оказалась непростой.
Власти заявляют об уважении уникальности родоплеменной структуры пуштунских племен, подтверждают важность сохранения их обычаев и традиций. Одновременно комитет по реформированию Территории признает, что местные жители сталкиваются с многочисленными вызовами: хронической нищетой (самый высокий показатель в стране), отсталостью социально-экономического развития (самый низкий показатель), дефицитом прав человека (включая право на жизнь. В силу разных причин ТПФУ, как административный субъект, финансировалась из федеральной казны явно недостаточно. Например, в течение последних пяти лет население ТПФУ получило на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в основных провинциях страны.
Для решения многочисленных проблем Территории федеральные власти сформировали Комитет по реформе ТПФУ. Основной вопрос (как для пуштунских племен, так и федеральных властей) - административный статус Территории. Рассматривалось четыре варианта:
- пролонгация нынешнего статус-кво (при одновременном проведении судебных и административных реформ и осуществлении проектов социально-экономического развития),
- автономный статус (Совет ТПФУ) по образцу Гилгит-Балтистана,
- формирование отдельной (пятой в стране) провинции,
- интеграция ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва (ХП).
Постоянный комитет по приграничным районам Национальной ассамблеи (верхней палаты парламента) поддержал вариант слияния ТПФУ с провинцией ХП. Оправдывая это решение, власти стремились сбить накал требований о формировании отдельных провинций для других этнических групп Пакистана – хазарейцев, сирайки и т.д. В то же время оппозиционные праворелигиозные партии выступили против этого предложения.
Комитет по реформе ТПФУ определил несколько основных пунктов пакета реформ. Приоритетным оставалось экономическое развитие Территории. Результатом антигосударственных действий боевиков и последовавших военных операций стало разрушение (полное или частичное) инфраструктуры, социальных учреждений, многих деревень и поселений Территории. В первую очередь вопрос стоял о полномасштабных восстановительных работах, осуществляемых силами федеральной армии: ремонта дорог, ирригационной системы, восстановления тоннелей, медицинских и образовательных учреждений, жилого фонда и т.д.
Следующий этап - реабилитация временно перемещенных лиц (ВПЛ). Реабилитация – долговременный и многоэтапный процесс, и начался он с возвращения ВПЛ в районы постоянного проживания. По разным оценкам 3.4 млн местных жителей были вывезены из ряда агентств ТПФУ силами федеральной армии до начала военных операций - еще осенью 2009 г. из Южного Вазиристана. Но массовый вывоз населения пришелся на летние - осенние месяцы 2014 г. – до и во время военной операции «Удар меча» в Северном Вазиристане и Хайбере. Первоначально планировалось возвращение всех переселенцев до конца 2016 г., но сроки постоянно сдвигались.
В рамках реформы ТПФУ гражданские власти разработали План десятилетнего развития ТПФУ. Он включает строительство плотин, разработку месторождений полезных ископаемых, а также программы в области здравоохранения и профессионального образования.
Одним из проблем изменения статуса ТПФУ является правовая реформа. До настоящего времени среди пуштунского населения традиционно осуществляется правоприменительная практика; бытовой уклад населения строго регламентируется вековыми традициями.
Правовая реформа предусматривает заменить действующие Правила регулирования, принятые еще в 1901 г., Законом о надлежащем управлении ТПФУ 2016, который исходит из принципа индивидуальной ответственности в отправлении правосудия, а не коллективной. Законом предусмотрено расширение юрисдикции Высшего суда провинции Хайбер-Пахтунхва и Верховного суда Пакистана на территории ТПФУ. С этой целью планируется внесение поправки в Статью 247 Конституции. Одновременно сохраняются такие традиционные институты как Совет старейшин и система джирги, коллективное мнение которой будет учитываться при рассмотрении уголовных и гражданских споров.
Планируется, что слияние ТПФУ и провинции Хайбер-Пахтунхва будет происходить постепенно, в течение пяти лети. Власти признают, что в случае невыполнения реформы в ближайшее время, завоеванные ходе военной операции результаты могут быть потеряны.
В феврале 2017 г. центральное правительство Пакистана утвердило пакет реформ для Территории племен федерального управления (ТПФУ), который предусматривает реализацию четырех основных проектов – административного, судебного, экономического и социального.
Незначительный по численности населения (пять млн. чел.) и площадью всего 27.2 кв км. административный район играет важную роль во внутренней и внешней политике страны на протяжении всех лет независимого существования Пакистана. В состав ТПФУ входят семь политических агентств (административных единиц), которые подчиняются Исламабаду. Планы центрального правительства по реформированию зоны племен ставят целью дальнейшее укрепление государственности, усиление центростремительных тенденций.
ТПФУ сегодня вновь в фокусе внимания региональных и мировых держав. Исторически сложилось так, что зона расселения пуштунских племен граничит с Афганистаном. Эта территория географически является местом сопряжения Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии. Ее геостратегическая значимость возросла в апреле 2015 г. с началом имплементации проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициированного Пекином проекта нового Шелкового пути (частично маршрут КПЭК планируется по землям ТПФУ).
В 2001-2014 гг., когда в Афганистане бушевала антитеррристическая кампания Международных сил содействия безопасности (МССБ), возглавляемой США, Пакистан играл роль прифронтового государства. ТПФУ была наводнена местными и иностранными боевиками, которые использовали Территорию в качестве тыловой базы, переходили пакистано-афганскую границу и вели вооруженную борьбу против МССБ. В ряде административных центров агентств Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и Хайбер функционировала инфраструктурная сеть боевиков, в других агентствах располагались их тренировочные лагеря, тюрьмы для заключения противников, базы хранения оружия и т.д.
Военно-гражданские власти Пакистана осознавали, что добиться социально-экономической и политической стабильности в ТПФУ после вывода в декабре 2014 г. большей части войск МССБ из соседнего Афганистана возможно при условии:
- выдворения антигосударственных элементов путем проведения серии военных операций силами федеральной армии, и уничтожения террористической инфраструктуры,
- реализации комплекса социально-экономических реформ.
Приказ о начале военной операции в агентстве Северный Вазиристан ставка отдала в июне 2014 г. В сентябре того же года войска вошли в агентство Хайбер. Целями этих действий были ликвидация или выдворение с территории Пакистана вооруженной оппозиции. Позднее власти признали операцию успешной, однако, по заявлению ставки командующего армией, еще требуется время до окончания ее завершающей стадии.
О реформе ТПФУ говорили давно и военные, и гражданские власти, начиная с первых лет ХХI века. Президент Пакистана Асиф Али Зардари (2008-2013 гг.) сумел ввести в практику ряд демократических актов: отменил запрет на деятельность в ТПФУ политических партий, жителям было предоставлены права свободы ассоциаций, свободы слова и т.д. Действующий премьер-министр Миан Мухаммад Наваз Шариф (2013 г. – н. время) заявил о полном реформировании ТПФУ.
В 2014-2017 гг. действующая администрация поставила цель включить население ТПФУ в поле современной политики страны и предоставить ему равные права с гражданами других районов Пакистана. Задача оказалась непростой.
Власти заявляют об уважении уникальности родоплеменной структуры пуштунских племен, подтверждают важность сохранения их обычаев и традиций. Одновременно комитет по реформированию Территории признает, что местные жители сталкиваются с многочисленными вызовами: хронической нищетой (самый высокий показатель в стране), отсталостью социально-экономического развития (самый низкий показатель), дефицитом прав человека (включая право на жизнь. В силу разных причин ТПФУ, как административный субъект, финансировалась из федеральной казны явно недостаточно. Например, в течение последних пяти лет население ТПФУ получило на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в основных провинциях страны.
Для решения многочисленных проблем Территории федеральные власти сформировали Комитет по реформе ТПФУ. Основной вопрос (как для пуштунских племен, так и федеральных властей) - административный статус Территории. Рассматривалось четыре варианта:
- пролонгация нынешнего статус-кво (при одновременном проведении судебных и административных реформ и осуществлении проектов социально-экономического развития),
- автономный статус (Совет ТПФУ) по образцу Гилгит-Балтистана,
- формирование отдельной (пятой в стране) провинции,
- интеграция ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва (ХП).
Постоянный комитет по приграничным районам Национальной ассамблеи (верхней палаты парламента) поддержал вариант слияния ТПФУ с провинцией ХП. Оправдывая это решение, власти стремились сбить накал требований о формировании отдельных провинций для других этнических групп Пакистана – хазарейцев, сирайки и т.д. В то же время оппозиционные праворелигиозные партии выступили против этого предложения.
Комитет по реформе ТПФУ определил несколько основных пунктов пакета реформ. Приоритетным оставалось экономическое развитие Территории. Результатом антигосударственных действий боевиков и последовавших военных операций стало разрушение (полное или частичное) инфраструктуры, социальных учреждений, многих деревень и поселений Территории. В первую очередь вопрос стоял о полномасштабных восстановительных работах, осуществляемых силами федеральной армии: ремонта дорог, ирригационной системы, восстановления тоннелей, медицинских и образовательных учреждений, жилого фонда и т.д.
Следующий этап - реабилитация временно перемещенных лиц (ВПЛ). Реабилитация – долговременный и многоэтапный процесс, и начался он с возвращения ВПЛ в районы постоянного проживания. По разным оценкам 3.4 млн местных жителей были вывезены из ряда агентств ТПФУ силами федеральной армии до начала военных операций - еще осенью 2009 г. из Южного Вазиристана. Но массовый вывоз населения пришелся на летние - осенние месяцы 2014 г. – до и во время военной операции «Удар меча» в Северном Вазиристане и Хайбере. Первоначально планировалось возвращение всех переселенцев до конца 2016 г., но сроки постоянно сдвигались.
В рамках реформы ТПФУ гражданские власти разработали План десятилетнего развития ТПФУ. Он включает строительство плотин, разработку месторождений полезных ископаемых, а также программы в области здравоохранения и профессионального образования.
Одним из проблем изменения статуса ТПФУ является правовая реформа. До настоящего времени среди пуштунского населения традиционно осуществляется правоприменительная практика; бытовой уклад населения строго регламентируется вековыми традициями.
Правовая реформа предусматривает заменить действующие Правила регулирования, принятые еще в 1901 г., Законом о надлежащем управлении ТПФУ 2016, который исходит из принципа индивидуальной ответственности в отправлении правосудия, а не коллективной. Законом предусмотрено расширение юрисдикции Высшего суда провинции Хайбер-Пахтунхва и Верховного суда Пакистана на территории ТПФУ. С этой целью планируется внесение поправки в Статью 247 Конституции. Одновременно сохраняются такие традиционные институты как Совет старейшин и система джирги, коллективное мнение которой будет учитываться при рассмотрении уголовных и гражданских споров.
Планируется, что слияние ТПФУ и провинции Хайбер-Пахтунхва будет происходить постепенно, в течение пяти лети. Власти признают, что в случае невыполнения реформы в ближайшее время, завоеванные ходе военной операции результаты могут быть потеряны.